«Почему мой ребенок не заинтересован в учебе?».
Этот вопрос, который возникают у обеспокоенных родителей, когда их Дети проявляют отсутствие интереса к обучению, как дома, так и в школе. Мы очень часто слышим от наших детей такие слова как: « я ненавижу математику», «я не хочу делать домашнюю работу», «я не люблю учиться в школе». Каково же слышать такое родителям, которые столь заинтересованы в учебе своих детей, прилагают для этого много усилий и времени, и все равно не могут добиться положительного отношения своего чада к получению знаний.
Давайте попробуем разобраться в причинах, из-за которых многие дети проявляют отсутствие интереса к получению знаний. Иногда причины могут быть самыми очевидными: возможно, у родителей не бывает времени помогать ребенку в выполнении домашних заданий, или ребенка окружает большое количество развлечений, из-за которых он не может оказать должную концентрацию в учебе. Также могут быть менее явные причины: возможно ребенку не нравится тот или иной предмет, возможно, его понимание дается ему с большим трудом, например, ему может не нравиться письмо или математика. Иногда смена учебной обстановки или приход нового учителя может повлиять с отрицательной стороны, также давление со стороны сверстников или отсутствие доверия со стороны взрослых могут послужить причиной отсутствия интереса к учебе. Важным вопросом является то, насколько мы, будучи родителями обращаем внимание на то, получает ли ребенок радость и удовольствие от процесса обучения.
Родителям следует иметь в виду то, что мотивация ребенка на обучение должна быть связана не только со школой. Важно знать, что некоторые дети также высоко мотивированы на достижение своих целей, не связанных с учебой в школе. Помните, что достижение – это еще не мотивация. Поэтому необходимо знать, что пока вы будете заставлять ваше чадо делать домашние задания, это не значит, что он мотивирован выполнять их.
Так в чем же разница между этими двумя понятиями? Мотивация временная и изменчивая величина. Мотивация – это желание и готовность что-либо делать. Мотивированный человек может ставить перед собой долгосрочные цели, например, стать профессиональным писателем, или краткосрочные, например, выучить одно иностранное слово.
1.Постарайтесь создать условия, облегчающие учёбу подростка:
-бытовые: хорошее питание, полноценный сон, спокойная обстановка,, удобное и уютное место для занятий и т.д.
-эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребёнка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случаи неудачи и т. п.
-культурные: обеспечьте ребёнка справочниками, пособиями, атласами.
2.Слушайте своего ребёнка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для запоминания.
3.Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспеваете.
4.Не оставляйте без внимания свободное время ребёнка, помогите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении.
5.Не сравнивайте своего ребёнка, и его успехи с другими, лучше сравните его с самим собой -это более обнадеживает.
6.Дайте почувствовать ребёнку, что любите его независимо от успеваемости, замечайте познавательную активность даже по отдельным результатам.
7.Способствуйте зарождению новых идей, участвуя не только в школьных, но и в других всевозможных общественных мероприятиях. Пытайтесь ставить перед детьми краткосрочные задачи цели, так как иногда дети становятся перегруженными сложными задачами.
Дети могут нервничать из-за того, что на решение или понимание проблемы уходит много времени, иногда они сразу могут отказываться в решении задачи, поэтому целесообразно разделять такие задачи на несколько меньших частей.
8.Помогайте ребенку научиться организовывать свое время, так как в школе ему придется выделять на некоторые предметы больше времени, на некоторые меньше. Поэтому Ваш ребенок должен научиться ценить свое время и правильно управлять им.
9.Помогите ребенку взять свои результаты под контроль: отстающие дети считают, что достижение результата находится вне их контроля, поэтому им кажется, что все их усилия бессмысленны. Ребенок должен научиться осознавать роль личной ответственности за достижение результата.
10.Показывайте положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что родители высоко оценивают роль образования.
11.Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями. Например, подросток, который хочет заниматься астрономией, должен знать, что для этого ему необходимо изучать математику и физику.
Педагог-психолог Богатырёва И.Ю.