Меню сайта
Наша школьная форма Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Представление опыта работы по Программе инклюзивного образования
Уважаемые коллеги, позвольте представить вам опыт работы по Программе инклюзивного образования: работа с учащимися с особыми образовательными потребностями и их семьями. Наше ОУ (одно из 3-х .в Заб крае) является региональной стажировочной площадкой по апробации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ( стандарт для детей ЗПР, 1 вариант –инклюзивное обучение). Экспериментальная работа по созданию условий для детей с ОВЗ обеспечили возможность серьёзного этапа в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности для российского образования. Рассмотрение образования через призму инклюзии означает изменение представления о том, что проблемой является ребенок и переход к пониманию того, что в изменениях нуждается сама система образования. Наша школа выбрала для себя путь реализации инклюзивного образования и принимает как свою школьную культуру соблюдение основных принципов инклюзивного образования. Их восемь: Обратите, пожалуйста, внимание на слайд НА СЛАЙД 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений 2. Каждый человек способен чувствовать и думать 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным 4. Все люди нуждаются друг в друге 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека НА СЛАЙД Цель инклюзивного образования: преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров при получении ребенком с ОВЗ образования, введение его в культуру, приобщение к жизни в социуме.
В настоящее время работа по программе находится на Организационно-исполнительный этапе, наши планируемые результаты: создание условий , проектирование уроков в инклюзивных классах, сопровождение ребенка с ОВЗ, проведение стажировочных мероприятий: прошло 3стажировки для психологов, руководителей образ. Учреждений, учителей нач. классов Заб. Края и города Читы. Наши дети получают цензовое образование, сопоставимое с образованием нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же сроки. Но обязательным условием освоения первого варианта стандарта является психолого-педагогическая поддержка для усвоения академического компонента и формирования жизненного опыта. Для обеспечения комплексного сопровождения, в штатное расписание введены ставки учителя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья мы рассматриваем как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку, родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно. Оно всегда персонифицировано и направлено на конкретного ребенка.
На слайде вашему вниманию представлена модель психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного обучения МБОУ «СОШ №11».
Модель отражает организационные и содержательные особенности процесса сопровождения. Попытаемся прокомментировать отдельные ее составляющие. Учитель-дефектолог в системе сопровождения проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций и их коррекцию. В обязанности учителя-логопеда входит: изучение речи, проведение занятий с обучающимися, имеющими отклонения в речевом развитии. Педагог-психолог выявляет особенности интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит занятия, направленные на формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, на профилактику межличностных отношений; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей. Учителя, выявляют индивидуальные образовательные особенности детей, фиксируют динамику развития, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ. Медработники отслеживают показатели функционального состояния их здоровья. Сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную семейную атмосферу, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), динамика развития и личностного роста обучающихся, показатели функционального состояния их здоровья. Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося. Мы рассмотрели участие специалистов, а как же они взаимодействуют они на этапах психолого-педагогического сопровождения 1) Мотивационный этап – обеспечивает благоприятные условия для осуществления процесса сопровождения и мотивация предстоящей деятельности. Все мы знаем, как важен эмоциональный контакт между взрослыми и ребенком, между учителями и родителями. На этом этапе подчеркиваем, что участники образовательного процесса взаимно обусловливают успех ребенка. 2) Ориентировочный этап – определяет смысл и содержание предстоящей работы. выявляются причины затруднений у ребенка, выбирается способ организации процесса с учётом ресурсов самого ребенка и возможностей взрослых; выясняется мнение родителей о проблемах ребёнка и ожидаемых результатах. 3) На содержательном этапе – разрабатываются адаптированные образовательные программы для конкретного ребенка. 4) Оценочный этап – включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами команды, рефлексию. Учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее. Подведение итогов является основой для дальнейшей работы.
Данная модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ характеризуется принципами: Слайд 1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи детям, учителям, родителям; моделируется система психолого-педагогического сопровождения; 2) комплексность – проявляется в оказании комплексной помощи в познавательной, эмоционально-волевой двигательной деятельности; в оптимизации социальных отношений; 3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов , методик, приемов в образовательной и микросоциальной средах; 4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для создания специальных условий организации образовательного процесса; 5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения.
Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ позволит свести к минимуму все те вопросы и проблемы, возникающие и у педагогов, и у родителей, а также позволит успешно адаптироваться и социализироваться детям в инклюзивном классе. Сегодня понятно, что наша школа должна измениться и она уже меняется для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на ребенка с особыми образовательными потребностями. Конечно, это сложный процесс, который предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе. И те результаты, которые мы запланировали в программе, они, конечно, серьезные, глобальные, их трудно измерить обычными мерками, но то, что меняется сама система образования и мы являемся непосредственно, участниками качественных преобразований в реализации прав детей с ОВЗ на получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями.
Ожидаемые результаты
|
Поиск
Архив записей
|