Муниципальная НПК «Дети войны», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне
1-ый этап проходит в течение февраля - марта 2020 года.
На этом этапе:
- учащимися проводится поисково-исследовательская работа по теме «Дети войны» (с учетом Рекомендаций), в рамках которой они беседуют и записывают воспоминания своих родных, соседей, знакомых, учителей-ветеранов о их военном детстве;
- на основе собранных материалов учащиеся оформляют экспозиции «Дети войны» в школьных музеях и музейных уголках, в кабинетах истории, библиотеке и т.д.;
до 01.03.2020 подается заявка (Приложение 1) для участия в конкурсе презентации своей экспозиции в школьных музеях, кабинетах истории, библиотеке и т.д.
с 20.03.2020 по 31.03.2020 проводится конкурс экспозиций, представленных в школьных музеях и музейных уголках, освещающих заявленную тематику и ход поисковой работы над проектами;
На площадках образовательных учреждений, подавших заявки, по предварительному согласованию будут проводиться уроки-презентации книги «Детство, опаленное войной» и организованы встречи с представителями поколения детей войны.
2-ой этап проходит в течение апреля 2020 года.
На этом этапе:
- до 03.04.2020 по итогам поисковой работы подается заявка (Приложение 2) для участия в муниципальной научно-практической конференции «Война и дети», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
16-17 апреля 2020 проводится очная научно-практическая конференция «Война и дети», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
Порядок подготовки и требования к участникам конференции
Каждый участник (докладчик) должен подготовить поисково-исследовательскую работу по теме «Дети войны», и компьютерную презентацию по докладу.
Представленные работы должны отличаться новизной, поэтому о тех, кто уже написал свои воспоминания, и чьи воспоминания опубликованы в книгах «Детство, опаленное войной», писать не нужно.
Рекомендации
по работе с людьми категории «Дети войны»
«Дети войны» - это возрастная категория пенсионеров 1928-1945 годов рождения, сыновья и дочери людей, победивших фашизм в Великой Отечественной войне.
Их детство и отрочество пришлось на годы войны. Война лишила их детства, они росли без отцов, которые погибли на фронте, росли в голоде и нужде. Дети войны в меру своих сил трудились, приближая Победу.
В Чите проживает более 17 тысяч детей войны. Среди них есть люди, пережившие ужасы фашистской оккупации, блокады Ленинграда, фашистских концлагерей, трудности тыла, страшную нужду и горькое сиротство. На их долю выпало так много страданий и горя, что хватило бы не на одну жизнь.
В 2015 году вышла первая книга воспоминаний детей войны «Детство, опаленное войной». В 2019 году — вторая книга. Это документально-публицистические сборники воспоминаний, написанные самими детьми войны. Более 450 человек поделились своими воспоминаниями о годах войны и своем военном детстве.
Крайне важно, что школьники могут помочь сохранить память о военном детстве их сверстников. Для этого надо найти людей, принадлежащих к поколению детей войны, и записать их воспоминания.
В основе работы школьников должна лежать самостоятельная поисковая деятельность, направленная на приобретение новых исторических знаний и формирование умений в ведении поисково-исследовательской работы, умений излагать и обобщать новый материал, правильно и грамотно его оформлять.
Важно помнить, что
1. Беседовать с пожилыми людьми необходимо внимательно, уважительно и тактично.
2. Юному поисковику-исследователю необходимо узнать у ветерана и полностью указать имя, отчество и фамилию (по паспорту), где и когда родился, где учился, какую профессию приобрел, кем и где работал. Стаж работы. Награды. Адрес жительства и номер телефона.
3. Указать, кем этот человек приходится школьнику.
4. В воспоминаниях о военном детстве желательно отразить следующие моменты жизни:
- где жила семья до войны и во время войны;
- состав семьи (имена, возраст), кто чем занимался;
- как изменилась жизнь после 22 июня 1941 года;
- кто из семьи воевал, кто и где погиб, как об этом узнала семья;
- кто и где работал во время войны;
- какие трудности военного времени запомнились;
- как учились во время войны и в послевоенные годы;
- как сложилась жизнь после войны;
- как живет ветеран сейчас, в чем нуждается;
- какие впечатления остались у школьника после встречи;
- что может пожелать ветеран нынешнему поколению.
5. Если у ветерана сохранились документы - фотографии, письма с фронта, похоронки, удостоверения к наградам, грамоты, газетные вырезки и т.п., то по его желанию их можно сканировать, ксерокопировать или сфотографировать в хорошем качестве.
6. В заключение беседы необходимо сформулировать личные впечатления от общения и указать личную значимость проделанной работы.
Успехов в поисково-исследовательской работе!
Положение конкурса /avatar/gripp/polozhenie_po_konferencii_deti_vojny_2020.docx |