ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" в школе №11
В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются следующие задачи:
- сохранение здоровья
- оптимизация учебного процесса
- разработка здоровьесберегающих технологий обучения
- формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Школа и общество – сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет её задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Нестабильность жизни России за последние 100 лет, по-видимому, определила перманентные реформы образования, происходящие практически каждые 10-15 лет. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной – охрана и укрепление здоровья детей, создание нормальных условий для их роста и развития.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребёнке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых условиях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30- 35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта. Причинами ослабленного здоровья являются неверная организация режима дня; недостаточное внимание физическому воспитанию; несоблюдение светового и теплового режима и другие. Одной из частых причин – неправильная организация питания ребёнка с ранних лет.
Реализуя региональную программу «Основы здорового образа жизни» под редакцией Смирновой Н. П., Целевую программу «Здоровье», нами была разработана программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в 1-4 классах «Разговор о правильном питании», которая основывалась на программе «Разговор о правильном питании», авторов М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А.Г. Макеевой. Данная программа ведётся с 2002 года. Она предусматривает воспитательные, обучающие и оздоровительные задачи, решение которых возможно через:
- систему воспитательной внеурочной деятельности;
- родительские собрания;
- короткие справки-сообщения перед обедом;
- учебный процесс.
Она ориентирована на формирование готовности и способности обучающихся вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте своё тело, одежду и жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от всех вредных привычек. В рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» обучающимся предоставляются возможности творческого развития.
Программа рассчитана на 136 часов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-10 лет.
Срок реализации программы 4 года
Цель программы: сформировать у детей представление о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья, основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Задачи программы:
- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
- формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
Программа отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность – соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям младшего школьного возраста;
- научная обоснованность – содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей;
- практическая целесообразность – содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей младшего школьного возраста;
- динамическое развитие и системность – содержание комплекта, цели и задачи обучения определялись с учётом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей в ходе постепенного усвоения знаний и навыков, учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
- необходимость и достаточность предоставляемой информации – детям предоставляется только тот объём информации, касающийся правильного питания, которым они реально могут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимость;
- модульность структуры – учебно-методический комплект может использоваться на базе традиционных образовательных учреждений во внеурочной деятельности, при включении в базовой учебный план, во внеклассной работе;
- вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;
- культурологическая сообразность – в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;
- социально-экономическая адекватность – предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких-то материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации в семье учащихся.
Программа ориентирована на одновозрастные группы детей. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Предлагаемые задания ориентированы на творческое развитие ребёнка.
В качестве организации занятий педагогу могут рекомендованы следующие формы:
- сюжетно-ролевые игры;
- чтение по ролям;
- рассказ по картинкам;
- выполнение самостоятельных заданий;
- игры по правилам – конкурсы, викторины и т.п.;
- мини-проекты;
- совместная работа с родителями.
Режим занятий:
Учебный план предусматривает одно занятие в неделю с продолжительностью 35 минут каждое.
(показать программу)
Как важно научить наших детей правильно составлять свой рацион питания, а, следовательно, и соблюдать здоровый образ жизни! Задача эта весьма непростая, но всё же разрешимая. Помощником нам в этом деле стал школьный научно-познавательный журнал «Разговор о правильном питании», который ежегодно подводит итог работы программы о правильном питании в нашем учреждении.
Основной его целью является стремление педагогов в совместной работе с детьми дать в доступной форме необходимые сведения, советы и правила построения рационального питания; убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания.
Что явилось причиной создания журнала «Разговор о правильном питании»? Ребята с увлечением выполняли задания в рабочих тетрадях «Разговор о правильном питании», любимыми героями которого стали Бусинка, Зелибоба, Кубик, и «Две недели в лагере здоровья», в котором на смену сказочным персонажам приходят новые герои – реальные мальчишки и девчонки, ровесники нашим воспитанникам. Но дети всё чаще стали приносить на занятия свои творческие работы: сочинения, семейные рецепты, игры, викторины, кроссворды, сказки и т. д. Материала накопилось за год столько много, что назрела необходимость всё собрать воедино и систематизировать. Так и появился школьный научно-познавательный журнал. Здесь было всё как в настоящем журнале: корреспонденты, художники, оформители, научные консультанты, редакторы и т. д.
Педагогам было отрадно видеть детей, охваченных творчеством. Ребята брали интервью, писали заметки, проводили исследования, рисовали.
Итак, какие же они странички школьного научно-познавательного журнала?...
Первая рубрика журнала называется «Мы хотим поговорить о …», которая приоткрывает основную тематику журнала.
«Копилка рецептов о здоровой пище» - является совместной работой родителей и детей по подбору рецептов о вкусной и здоровой пище.
Создавая рубрику «Знаете ли вы, что…» дети, изучали полезные продукты своего региона, знакомились с их химическим составом, с содержанием в них витаминов и минералов, нужных для жизнедеятельности организма человека, учились рассчитывать калорийность продуктов питания в зависимости от нагрузки организма; собирали сведения о родине растений, расширяя тем самым свой кругозор. Захватила детей работа по составлению игр, викторин, кроссвордов, загадок о продуктах питания. Также они были увлечены обработкой заданий из рабочих тетрадей «Разговор о правильном питании» и «Две недели в лагере здоровья». Ребята дополняли и переделывали задания, данные в пособиях. Так появилась рубрика «Поиграем!».
Создавая страничку «Из глубины веков до наших дней», ребята брали интервью у своих бабушек и прабабушек, с увлечением изучали традиции, народные праздники и рецепты, которые пришли с ними из глубины веков. А сколько творчества проявилось у детей, когда они выступали в роли сказочников
Школьники не забывают о малышах. Они с удовольствием готовят мини-спектакли, праздники, конкурсы для них. Ведь пройдёт немного времени, и бывшие дошкольники станут авторами этого журнала. В одном из выпусков журнала мы открыли страничку «Для малышей». Там мы помещаем различные игры, сценарии сказок и т. д.
Пропаганда здорового образа жизни, правильного сбалансированного питания активно ведётся не только в стенах нашего учреждения. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие для успешной реализации задач программы. Проведённый опрос среди родителей показал, что не во всех семьях организовано сбалансированное питание, родители затруднялись ответить на вопросы наших корреспондентов: «Следует ли, заставлять ребёнка есть через силу? Надо ли отказывать ребёнку в приёме пищи перед сном?» и другие. Были организованы родительские собрания: «Питание – необходимое условие для жизни человека», «Осознанный подход к питанию. Экология и питание», «Блюда русской кухни – залог здоровья» и другие. А «Вести с родительского собрания» появились на страницах школьного журнала.
Всё, что не было освещено на страницах пособий «Разговор о правильном питании» и «Две недели в лагере здоровья», появилось на страницах нашего журнала. В рубрике «Жизнь хуже, а юбка уже…» - напечатаны лучшие меню, которые дети составляли для своих мам. Ведь мамы так часто задают себе вопрос: «Куда подевалась талия?», но сами не всегда находят ответа. Ребята же, изучив программу о правильном питании, постарались помочь своим родителям.
В журналах также имеются и статьи, рассказывающие о том, «Как построить сбалансированное питание», «Как используется пища в организме», об «Уходе за зубами», «Как пища приходит к нам на стол» и другие.
Педагоги формируют у детей представления о важности правильного питания и через привитие практических навыков. Так на территории нашего учреждения имеется сад и огород, где ребята сами выращивают ягоды, овощи и фрукты. А как приятно собирать урожай, выращенный собственными руками!
В журналах предлагаются тесты, собранные под рубрикой «Проверь себя» и «Решим задачу». Их можно использовать как материал для проверки знаний и умений учащихся.
Творческие работы детей – это самый ценный материал в журнале. Педагогов радует, что дети усвоили основы правильного питания, знают культуру потребления продуктов, соблюдают этикет и гигиену.
Красочность иллюстраций, многообразие тем позволяют педагогам рассматривать эти журналы в качестве дополнительных учебных и наглядных пособий по естественнонаучным дисциплинам. А для детей – это подспорье для усвоения учебного материала, расширения кругозора и поле для их творческой деятельности и фантазии вот уже 8 лет.
Опыт работы по программе «Разговор о правильном питании» оказался полезным для каждого из нас. Ведь он убедительно доказывает – средствами образования и воспитания удаётся решать самые сложные социально-экономические проблемы. Результаты опросов родителей и учащихся свидетельствуют о том, что она реально способствует организации рационального питания. Меняются привычки детей, связанные с питанием, родители с большей ответственностью подходят к составлению семейного рациона, усиливается внимание школьной администрации к проблемам питания.
Одно из значительных достижений программы – накопленный богатый методический опыт в реализации задач, связанных с формированием основ культуры здоровья. Учителя, воспитатели, родители находят множество интересных форм, позволяющих эффективно обучать детей, формировать у них полезные навыки. Очень важно пропагандировать эти идеи, знакомить с ними других наших коллег, ведь это в конечном итоге, будет способствовать развитию здоровьесберегающего направления, позволит сохранять и укреплять здоровье детей. Желаю вам крепкого здоровья и творческих успехов!