На современном этапе развития общества с активным внедрением информационных (безбумажных) технологий в различные сферы нашей жизни перед школой возникло требование привить подрастающему поколению наряду с умением читать, писать, считать, образовательное умение владеть информационными технологиями.
В ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вошло новое звено – компьютерное обучение или, иначе, компьютерные технологии обучения.
Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и ученики, и учителя, и администрация школы. Это и внедрение комплекса программ управлением образования в школе; и создание единого информационного образовательного пространства школы; и использование информационных технологий в образовательных дисциплинах; и разработка интегрированных уроков; и проектная деятельность; и активное использование Интернет в образовании.
Формирование информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.
Информатизация школы приводит к созданию информационной образовательной среды, которая характеризуется следующими компонентами:
- технической средой (комплекс используемой техники для решения основных задач);
- программной средой (наборы программных средств для реализации информационных образовательных технологий);
- предметной средой (содержание обучения по образовательным областям, воспитательные программы);
- методической средой (технологии, методики, инструкции, порядок пользования, оценка эффективности);
- личностная среда (ИКТ компетентность педагогов, учащихся, родителей).
Использование ИКТ призвано не подменять, а дополнять традиционную систему образования, давать возможность любому человеку изучать то, что он хочет.
Что мы имеем:
- средняя обеспеченность компьютерной техникой повысилась:
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|
Кол-во компьютеров |
21 |
46 |
54 |
72 |
84 |
93 |
- количество педагогов, владеющих навыками работы на ПК, увеличилось до100% за счет проведения индивидуальных занятий и семинаров, мастер-классов внутри школы и курсовой переподготовки;
- учителя переходят от использования готовых продуктов к созданию своих творческих презентаций, информационных материалов, тестов для уроков и внеклассной работы;
- учителя школ работают над проектами информационно-технологического направления, размещая разработки на образовательных интернет-порталах, своих сайтах;
- все учителя-предметники систематически работают с электронной системе «Сетевой город. Образование», выставляя обучающимся ежедневно оценки и домашние задания,
- сайты школы постоянно пополняются и обновляются, отвечая требованиям к официальному школьному сайту;
- имеются результаты учителей и учащихся школы в конкурсах разного уровня с ИКТ – проектами;
- происходит поэтапное внедрение системы «Электронный учебник»;
- в школах городского округа активно используется корпоративная электронная почта для документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации;
- активное участие обучающихся, родителей, педагогов в федеральных проектах.
В октябре 2017 года на основании информационного письма Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания от 22.09.2017 №041/ЭС, информационного письма министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 13.10.2017 года № 9335 «О проведении Всероссийского тестирования педагогов», в рамках реализации Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» в части создания мер, по созданию общероссийской системы оценки качества образования, проводилось Всероссийское тестирование педагогов.
Тестирование было направлено на установление уровня знаний учителей (педагогов) и руководящих работников образовательных учреждений действующих законов и иных нормативных правовых актов в сфере образования, психолого-педагогических основ и методик управления, обучения и воспитания, основ компьютерной грамотности, современных педагогических технологий в соответствии с требованиями квалификационных характеристик занимаемых ими должностей.
Содержание анкет тестирования определялось требованиями квалификационных характеристик, установленных приказом Минздрава России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», а также вступившего в этом году в силу приказа Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог».
Для участия в тестировании необходимо было пройти регистрацию на сайте (https://xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/registratsiya). По окончанию тестирования всем его участникам были выданы благодарности за участие в тестировании, а успешно прошедшим тестирование именные дипломы.
Количество педагогических работников, прошедших тестирование по категориям
Занимаемая должность |
ИТОГО |
Руководитель ОУ |
1 |
ЗДУВР |
4 |
учителя начальных классов |
19 |
учителя русского языка и литературы |
7 |
учителя математики |
5 |
учителя информатики и ИКТ |
2 |
учителя иностранного языка |
8 |
учителя истории, обществознаняи, права и экономики |
4 |
учителя биологии |
2 |
учителя географии |
2 |
учителя физики |
1 |
учителя химии |
1 |
учителя ИЗО |
1 |
учителя МХК |
1 |
учителя музыки |
1 |
учителя физической культуры |
4 |
учителя технологии |
2 |
учителя ОБЖ |
36 |
социальные педагоги |
1 |
педагоги-психологи, дефектологи |
2 |
В декабре 2017 года в рамках Единого урока по безопасности в сети Интернет более 100 обучающихся МБОУ "СОШ №11" приняли участие в международной квест – игре по цифровой грамотности среди детей и подростков «Сетевичок» с целью формирования у школьников компетенций цифрового гражданина для успешной и безопасной жизни и учебы во Всемирной сети.
Совместно с ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) в декабре 2017 года был реализован проект «Дети в Интернете» для обучающихся начальной школы (приняло участие более 200 человек). В рамках проекта обучающихся познакомили в игровой форме с потенциальными рисками при использовании Интернета, путями защиты от сетевых угроз и полезных возможностях «глобальной сети для образования, развития, общения и досуга.
В декабре 2017 года в целях реализации поручения Президента Российской Федерации о создании открытого информационно-образовательного портала в сети Интернет, а также на основании информационного письма министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 29.11.2017 № 11202 «О проведении апробации информационно-образовательного портала «Российская электронная школа», проводилась апробация информационно-образовательного портала «Российская электронная школа» (далее - «РЭШ»).
Данный портал обеспечит учителям свободный доступ к передовым педагогическим технологиям, лучшим педагогическим практикам, а обучающимся с ОВЗ, обучающимся на дому и в медицинских организациях, обучающимся в форме семейного образования и самообразования – к интерактивным видео-урокам.
В целях реализации программы Минобрнауки России проводилась апробацию информационно-образовательного портала РЭШ по всем предметам для обучающихся 7-9 классов, в которой приняли участие все обучающиеся данных параллелей школы.
С 1 февраля 2018 года по 6 февраля 2018 года во всех школах городского округа «Город Чита» прошла всероссийская Неделя Безопасного Рунета (далее – Неделя). В рамках недели Безопасного Рунета:
- участие в круглых столах: «Безопасный интернет – хороший Интернет»;
- проведено анкетирование среди родителей обучающихся «Наши дети в соцсетях»;
- подготовлены памятки,
- проведены родительские собрания, индивидуальные беседы родителей и классных руководителей, психологов,
- проведены конкурсы рисунков « Безопасный интернет»;
- проведен просмотр видеороликов
Показатели |
Результаты |
Количество классов-комплектов, вовлеченных в проведение НЕДЕЛИ БЕЗОПАСНОГО РУНЕТА |
46 |
Количество вовлеченных школьников в проведение НЕДЕЛИ БЕЗОПАСНОГО РУНЕТА |
1313 |
Количество родителей, принявших участие в НЕДЕЛЕ БЕЗОПАСНОГО РУНЕТА |
600 |
В июне 2018 года в школы города направлены разработанные Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет».
Достоинства информатизации образования
Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
-во время проведения урока;
- в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;
- при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;
-в процессе создания и передачи общешкольной информации;
- в процессе научной деятельности;
- при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.
Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
- для более глубокого восприятия учебного материала;
- в проектной деятельности;
- при создании мультимедийных сочинений;
- в презентационной деятельности;
- в локальной и глобальной сети.
Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке, как правило, следующие:
- повышение уровня профессиональной культуры;
- снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;
- развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;
- возможность использования чужого опыта и методических разработок;
- повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
- переход от роли учителя — транслятора знаний к роли учителя-тьютора;
- возможность самореализации и самоутверждения;
- возможность тиражирования собственного педагогического опыта;
- повышение авторитета среди учащихся;
- повышение авторитета среди коллег;
- поощрение администрации.