Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (профессиональной переподготовки)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
|
Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Забайкальского края»
|
Кафедра специального образования и здоровьесберегающей деятельности в образовании
УТВЕРЖДАЮ:
|
Ректор
|
_______________ /Б.Б. Дамбаева/
|
«____»_______________2015 г.
|
М.П.
|
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (профессиональной переподготовки)
Коррекционная педагогика
( наименование программы)
Чита, 2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ СТАЖИРОВКИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ (ИЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)[1]
«Модель психолого-педагогического сопровождения детей в общеобразовательной организации при реализации АООП в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ (ЗПР 1 вариант)»
- Пояснительная записка
Создание системы комплексного сопровождения (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения) осуществляется для реализации особых образовательных потребностей и формирования полноценной жизненных компетенций. Целью сопровождения является обеспечение условий обучения обучающихся с учетом особенностей и уровнем их развития, а также содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании детей, формировании социально активной личности, способной успешно адаптироваться в социуме.
Систематическая специальная психолого-педагогическая помощь оказывается специалистами: логопедом, дефектологом, педагогом-психологом, социальным педагогом.
Проводится диагностическая работа по выявлению уровня развития речи, познавательных процессов, эмоциональной сферы. На основе мониторинга (стартовый, промежуточный, итоговый) составляется ИОМ, в котором учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося и создается комфортный режим обучения, который способствует сотрудничеству («ученик – учитель – родители»).
Необходимо отметить, что для сохранения и укрепления здоровья используется оборудование, которое школа получила в рамках реализации проекта ФЦПРО, но изготавливается совместно с детьми своими руками.
Стажировка дает возможность специалистам определить этапы и содержание совместной деятельности в образовательном процессе.
Руководитель программы:__________(должность, звания, достижения, награды)
Исполнители программы: _______(должность, звания, достижения, награды)
Тьютор: Людмила Константиновна Портнова, зав. кафедры педагогики и психологии Института развития образования Забайкальского края, к.пс.н.
Координатор: Валерия Валерьевна Гарднер, проректор по учебной работе Института развития образования Забайкальского края, к.п.н.
- Цель: обеспечить усвоение стажерами технологии разработки и реализации модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР (1 вариант) в процессе изучения опыта стажировочной площадки, участия в проектировочных практикумах и рефлексивных процедурах.
Задачи:
- Обеспечить разработку супервизии образовательной деятельности по выявлению идеи опыта стажировочной площадки по разработке модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР (1 вариант) в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
- Включить стажеров в проектировочные процедуры по освоению разработки модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР (1 вариант) в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ в 2016 году;
- Создать условия для рефлексии эффективности собственной деятельности в процессе стажировки;
- Обеспечить продуктивное проектирование пакета документов по разработке и реализации модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР (1вариант) слушателями стажировки.
- Целевая группа программы стажировки: педагоги-психологи образовательных организаций Забайкальского края.
- Организация образовательного процесса
Повышение квалификации педагогов-психологов образовательных организаций проводится с отрывом от работы на базе МБОУ СОШ № 11 г. Читы, рассчитано на 16 часов (1 день -8 часов аудиторной работы, 4 часа – с использованием дистанционных образовательных технологий, 4 часа – самостоятельная работа)
Освоение образовательной программы стажировки завершается обязательным оформлением дневника стажера, выполнением стажировочного задания.
Стажеры, выполнившие все требования учебного плана, получают удостоверение о прохождении стажировки сертификат о прхождении стажировки на базе МБОУ СОШ №11 г. Читы.
- Планируемые результаты освоения модуля
В результате успешного освоения программы модуля стажеры будут знать:
1. Технологические основы разработки и реализации модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР (1 вариант) в общеобразовательной организации;
2. Место и роль психологического раздела в АООП НОО;
- Современные формы организации образовательного процесса для обучающихся с ЗПР (1 вариант) с использованием ИКТ;
4. Современные модели, формы и технологии взаимодействия специалистов, педагогического коллектива с родителями, родительскими сообществами, вовлечения родителей в образование детей;
- Профессиональные требования к деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
В результате успешного освоения программы модуля стажеры будут уметь:
- Выявлять условия, способствующие успешной реализации модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
- Проводить психологический анализ коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ;
- Разрабатывать индивидуальную программу взаимодействия с родителями, родительскими сообществам, вовлечения родителей в образование детей с ОВЗ;
- Разрабатывать модель психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР (1 вариант);
- Проводить анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
В результате успешного освоения программы модуля стажеры будут владеть навыками:
1. Организации комплексного взаимодействия специалистов для работы с ребенком с ОВЗ;
- Составления психологического занятия;
3. Проведения экспертной работы;
4. Проектирования психологической программы коррекционной работы с ребенком ЗПР (1 вариант) в АООП НОО;
Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Забайкальского края»
Кафедра специального образования и здоровьесберегающей деятельности в образовании
(структурное подразделение)
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Ректор _________ Б.Б. Дамбаева
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ СТАЖИРОВКИ
«Модель психолого-педагогического сопровождения детей в общеобразовательной организации при реализации АООП в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ (ЗПР 1 вариант)»
дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки (или повышения квалификации)
«Коррекционная педагогика»
№
|
Наименование модулей
|
Обязательной аудиторной учебной нагрузки
(час.)
|
Самостоятельной работы обучающихся
(час.)
|
Всего учебной нагрузки по модулю /(час.) (сумма часов в колонках 3,7,9)
|
Формы контроля
|
Всего
|
в т.ч., лекции
|
в т. ч., практических и лабораторных видов занятий
|
в т.ч., с использованием ДОТ
|
Всего
|
в т.ч., с использованием ДОТ
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
М 1
|
«Модель психолого-педагогического сопровождения детей в общеобразовательной организации при реализации АООП в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ (ЗПР 1 вариант)»
|
8
|
1
|
7
|
|
8
|
4
|
16
|
Дневник стажера
|
1.1
|
Тема1. Доступная школа. Материально-техническое обеспечение АООП НОО
|
|
|
1
|
|
1
|
|
|
анкета
|
|
Тема2. Представление психологического раздела АООП НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР 1 вариант)
|
|
1
|
|
|
|
|
|
конспект
|
|
Тема 3. Деятельность педагога с использованием дифференцированного и деятельностного подходов в образовательном процессе, учитывающем особые образовательные потребности обучающихся
|
|
|
2
|
|
1
|
|
|
анализ
|
|
Тема 4. Деятельность педагога-психолога по психическому развитию ребенка с ОВЗ (групповое занятие)
|
|
|
2
|
|
1
|
2
|
|
анализ
|
|
Тема 5. Комплексное сопровождение ребенка с ЗПР (1 вариант) в условиях общеобразовательной школы
|
|
|
1
|
|
|
|
|
анкета
|
|
Тема 6. Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
|
|
|
1
|
|
1
|
2
|
|
рефлексия
|
Итого:
|
8
|
1
|
7
|
|
8
|
4
|
16
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ СТАЖИРОВКИ
«Модель психолого-педагогического сопровождения детей в общеобразовательной организации при реализации АООП в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ (ЗПР 1 вариант)»
№
|
Наименование тем
|
Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы
|
1
|
2
|
3
|
1.1.
|
Тема1. Доступная школа. Материально-техническое обеспечение АООП НОО
|
Инновационный опыт школы (видеофильм), где представлена передовая практика и инновационный опыт школы. Экскурсия по школе даст представление о материально-техническом обеспечении реализации АООП НОО в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР (1 вариант)
|
1.2
|
Тема 2. Представление психологического раздела АООП НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР 1 вариант)
|
Доклад-презентация выделит содержание психологического раздела АООП НОО
|
1.3.
|
Тема 3. Деятельность педагога с использованием дифференцированного и деятельностного подходов в образовательном процессе, учитывающем особые образовательные потребности обучающихся
|
Реализация индивидуализации обучения для детей с ОВЗ в деятельности педагога на уроке. Самоанализ. Психологический анализ урока в дискуссионной форме показывает содержание урока с точки зрения его целевого назначения, соответствия этапов урока задачам, выявления деятельностной и личностной составляющей в работе учителя
|
1.4.
|
Тема 4. Деятельность педагога-психолога по психическому развитию ребенка с ОВЗ (групповое занятие)
|
Развитие познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфер на групповом занятиии. Самоанализ. Психологический анализ занятия в дискуссионной форме раскрывает содержание занятия и соответствие его целям, задачам, учет индивидуальных, психофизиологических особенностей ребенка
|
1.5.
|
Тема 5. Комплексное сопровождение ребенка с ЗПР (1 вариант) в условиях общеобразовательной школы
|
Мастер-классы специалистов раскрывают особенности и специфику деятельности специалистов по психическому развитию ребенка. Деятельность педагога-психолога по коррекции психического развития ребенка, работа логопеда по развитию речевой активности ребенка с особыми образовательными потребностями, работа социального педагога по вовлечению семьи в образовательный процесс школы, деятельность дефектолога по работе с компенсаторными механизмами нарушенного развития ребенка с ЗПР (1 вариант)
|
1.6.
|
Тема 6. Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
|
Круглый стол дает возможность стажерам обсудить структурные части модели. Рефлексия отражает и показывает деятельность стажера по освоению передаваемого опыта, его полноту и точность воспроизведения
|
|
Самостоятельная работа
|
Разработка плана-конспекта психологического занятия. Психологический анализ урока. Доработка модели
|
Основные методы и формы работы со слушателями:
ИКТ-технологии (Онлайн коммуникации с помощью Skype, эффективные коммуникации через социальные сети)
Лекции с мультимедийной презентацией
Групповая дискуссия
Рефлексия профессионального личностного опыта
Интерактивное взаимодействие (круглый стол)
Кейс-метод (анализ занятий, уроков)
Деловые и ролевые игры,
Педагогическое моделирование и проектирование,
Интерактивные семинары,
Практикумы,
Анализ конкретных ситуаций
Групповые и индивидуальные формы работы
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
а) основная литература:
- Бурлачук Л.Ф. Психотерапия: психологические модели. М., 2012
- Дубровина И.В. Практическая психология образования. – СПб: Питер, 2009 – 592 с.
б) дополнительная литература:
- Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учебное пособие для вузов/П. Альтхерр и др./Под ред. М. Пассольт – М.: Академия, 2004 – 160с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.:АСТ, 2010.
- Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. - М., 2006.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии – СПб.: ООО «Речь»,2000.
- Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2006.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.,2003
- Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: Для практических психологов, родителей/И.М. Марковская – СПб.: Речь, 2002 – 150с.
- Обухова Я.Л. Кататимно-имагинативная психотерапия для детей и подростков. – М., 1998.
- Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры: Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей/М.А. Панфилова – М.: ГНОМ и Д, 2002 – 160с.
- Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений: Пособие для педагогов, психологов, родителей /Н.Ю. Синягина – М.: ВЛАДОС, 2003 96с.
- Федотов, А. Ю. Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте [ЭР] : рабочий учебник / А. Ю. Федотов. - М., 2007 - http://lib/library
- Фурманова, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для учителей-дефектологов, психологов и т.д./И.А. Фурманов – М.: ВЛАДОС, 2004 – 351с.
- Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие для педагогических вузов/О.В. Хухлаева – М.: Академия. 2001 – 208с.
- Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении.- М., 2005.
в) мультимедийные средства:
Презентации в PowerPoint по всем разделам программы; слайд-проектор с экраном; DVD-диски с записью методов форм групповой работы в образовании.
г) Интернет-ресурсы:
- Министерство образования и науки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mon.gov.ru/
- http://psyfactor.org/- Научно-популярный портал по психологии и педагогике
- http://psyedu.ru/index.phtml - «Психологическая наука и образование»
- http://psyjournal.ru/ - Научно-практический портал электронных публикаций
- http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
- Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rsl.ru
- «Консультативная психология и психотерапия»
- «Культурно-историческая психология»
- «Психология: журнал высшей школы экономики»
- http://psyjournal.ru/ - Научно-практический портал электронных публикаций.
ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ
№
|
Название
|
Основные показатели оценки
|
Формы и методы
контроля и оценки
|
-
|
Тема1. Доступная школа. Материально-техническое обеспечение АООП НОО
|
Выявить ценность, перспективность, эффективность, новизну предложенного опыта. Анализ материально-технического обеспечения реализации АООП НОО в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ
|
Рефлексивная анкета
|
-
|
Тема 2. Представление психологического раздела АООП НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР 1 вариант)
|
Проанализировать АООП НОО с точки зрения учета особых образовательных потребностей и особенностей детей с ОВЗ
|
Заполнение дневника стажера. Рефлексивный диалог
|
-
|
Тема 3. Деятельность педагога с использованием дифференцированного и деятельностного подходов в образовательном процессе, учитывающем особые образовательные потребности обучающихся
|
Включенность стажеров в процесс приобретения собственного опыта. Включенность в активную деятельность по освоению опыта
|
Конспект урока. Форма «Психологический анализ урока»
|
-
|
Тема 4. Деятельность педагога-психолога по психическому развитию ребенка с ОВЗ (групповое занятие)
|
Включенность стажеров в процесс приобретения собственного опыта. Включенность в активную деятельность по освоению опыта
|
Конспект. Психологический анализ
|
-
|
Тема 5. Комплексное сопровождение ребенка с ЗПР (1 вариант) в условиях общеобразовательной школы
|
Включенность стажеров в процесс приобретения собственного опыта
|
Дневник стажера
|
-
|
Тема 6. Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
|
Деятельность стажеров по освоению передаваемого опыта (полнота, точность воспроизведения)
|
Заполнение дневника стажера, отбор ценных элементов описанного опыта
|
Стажировочное задание
В ходе образовательного процесса слушатели разработают:
• модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
• выявят условия, способствующие успешной реализации модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
• проанализируют деятельность педагога и специалистов по комплексному сопровождению обучающихся с ОВЗ;
• выделят идею опыта;
• разработают предложения по повышению эффективности деятельности образовательной организации по введение ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
Анкета стажера
1.Фамилия обучающегося________Имя_______ Отчество ________
2.Место работы:________________________________________________
3.Занимаемая должность:____________________________________
4. Стаж работы в данной должности:____ 5. Общий педстаж:___________
6. Ученая степень ________________________________________
7.Служебный адрес____________________________________________
8.Служебный телефон: код_____ №_____факс:_____________________
9.Е-mail школы__________________________________________________
10. Сайт школы _____________________________________________
11.Приоритетное направление развития школы_________________________
12. Адрес проживания в период обучения:
13. Домашний телефон: код _____________№____________
14. Номер сотового телефона ______________________________________
15. Е-mail личный______________________________________________
16 Домашний адрес ________________________________________________
Дата заполнения: «15» октября 2015г.
Личная подпись /…………………
Дневник прохождения стажировки
«Модель психолого-педагогического сопровождения детей в общеобразовательной организации при реализации АООП в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ (ЗПР 1 вариант)»
ФИО __________________________________________________________________
______________________________________________________________________
(наименование организации, должность)
место стажировки: МБОУ СОШ № 11, г. Чита
(наименование организации)
Цель стажировки:
Руководитель стажировки от образовательной организации:
_________________ / Подпись
(фамилия, имя, отчество)
Тьтор: Л.К. Портнова /____________________/ Подпись
- Краткая аннотация образовательной организации, в которой организована стажировка.
. Содержание работы стажера
Дата,
количество часов
|
Выполняемая работа
|
Вопросы для консультантов и руководителей стажировки
|
- .Замечания, предложения по совершенствованию работы организации.
- . Краткий отчет о стажировке
Дата написания отчета, подпись стажера__________________________________
- . Заключение руководителя стажировки от организации
Дата, подпись
Сертификат
Выдан ______________________________________________________
в том, что он(а) прошел (а)стажировку
в МБОУ «__________________________________________»
по теме: «_______________________________________________»
в количестве ____ часов в период с ____ по _____2015 г.
Директор школы: / ______
Автор: Л.К. Портнова, зав. кафедрой педагогики и психологии ИРО Забайкальского края, к.пс.н
Программа одобрена на заседании кафедры специального образования и здоровьесберегающей деятельности в образовании ИРО Заб. края
«06» октября 2015 г., протокол № ______
Зав. кафедрой специального образования и здоровьесберегающей деятельности в образовании ________________О.И. Матафонова
Программа утверждена на заседании УМС ИРО Заб.края
« 14 » октября 2015 г., протокол № __________
Согласовано:
Проректор УР ИРО Заб.края _________________ В.В. Гарднер
[1] Разрабатывается, если программа модуля реализуется как самостоятельная дополнительная профессиональная программа.
|